Славянская мифология. Берегиня — Мать всего сущего, богиня жизни и плодородия, дарующая и защищающая жизнь. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Берегиня – защитница людей от всякого зла, добрая «богиня дома», матерь-рожаница, которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род, помогает очищать и оздоравливать родовые связи. Отголосок про нее находим в словах «оберегать», «обереги». Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Люди рисовали ее изображения на стенах жилья, вышивали, лепили из глины. Дерево жизни — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяют друг друга. В связи с этим на ногах женских статуэток размещали знак земли. Ноги богини — это корни дерева, которые находятся в земле. Берегиню изображали и змееногой, так как земля — место проживания Змея. Соответственно, верхняя часть дерева ассоциировалась с головой богини.
Изображения Берегини – стилизованные женские фигурки с поднятыми для благословения руками дарятся в качестве оберега. Схематическое изображение Берегини трансформировалось также в рисунок Тризубца.
Постепенно берегинями стали называть существ женского рода, живущих в лесу, в воде и русалок. Культ Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Есть у Берегини волшебный предмет — это гребень. С его помощью она и сухое место может затопить. Гребнем Берегиня расчесывает свои шикарные длинные волосы таким образом она увлажняет себя, во время расчесывания по ней струится вода.
Со временем Берегиня, изображающая Великую Матерь Мира, трансформировалась в христианский образ Девы Марии Оранты, богородицы – матери Христа, сохранив все качества Вселенской Матери.