Белобог и Чернобог

Белобог и Чернобог

Славянская мифология. Белобог и Чернобог — боги — творцы Вселенной. Две ипостаси Рода Вседержителя, непосредственно связанные с Проявленным Миром, его созданием, обустройством, поддержанием и разрушением. Белобог и Чернобог не есть «Свет» и «Тьма» в антропоморфном понимании смысла этих слов, то есть — Белобог и Чернобог не исчерпываются дуальностью «хороший»\»плохой». Скорее, их можно уподобить дню и ночи, сменяющим друг друга в естественном ритме. Белобог покровительствует Яви — Миру Дневному, Солнечному — Миру Живых. Чернобог покровительствует Нави — Миру Ночному, Подземному — Миру Мертвых. Но, подобно тому как смерть не есть «зло», так для живущего в гармонии с Миром и по Законам Прави (распространяющимися и на Явь, и на Навь), Чернобог не есть некий «злой бог».

Славянский миф о сотворении мира

… Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. Первый путь выбирал, направлял; два других — за ним следовали. Один, что летел за правым крылом Первого Сокола, сжимал к клюве сноп колосьев, полных зерен, и смотрел вверх, в Небо. Другой, что летел за левым крылом, сжимал к клюве ком сухой земли и смотрел вниз, в пучину Окиян-Моря. Первый был сам Род Вседержитель, второй — Белобог, а третий — Чернобог, соколиный образ принявшие.

Долго ли, коротко ли они летели, но выронил Чернобог из клюва ком земли, и упал он в Окиян-Море бездонное, и сомкнулись над ним волны. Тогда Чернобог, по Воле Рода Вседержителя, обернулся Серым Селезнем  и…

        … нырнул Чернобог на дно Моря-Окияна —
Ком земли взмыл над волной Островом Буяном. [2]

        Серым Селезнем поднял Ком
Он с дна Морского; [3]

        Род Великий плоть сваял
Острова святого…

    И встала, по Воле Рода Вседержителя, посреди того Острова белая Мер-Гора, и вырос на ее вершине сырой раскидистый Дуб:

        … А на Острове — Гора
До Небес взметнулась;
Вокруг — Солнце и Луна
Кругом обернулись.

        Первый день, первая ночь —
Первый круг священный;
День и ночь — Небесный Плуг
Разделяет время…

После этого [4] воссел Род-Сокол на вершине Дуба (отныне — и до Конца Времен [5]). И пришла пора действовать Белобогу, Обернувшись Сизым Орлом, он…

        … взмыл под Небеса,
В Небо бросил зерна;
Звездами его глаза
В мир смотрели зорко.

        Зерна пали в чернозем,
Полны ярой силой;
Пестуемы день за днем
Батюшкой Ярилой…

    После этого [4] повелел Род Вседержитель Белобогу и Чернобогу наделить все сущее в мире душами, кои суть частицы Самого Рода, как и Он Сам — бессмертные. Дал он им волшебный молот  и повелел бить им по Камню Алатырю, что лежал на вершине Мер-Горы у подножья Дуба, Обратились они в могучих великанов  и стали бить по Камню Алатырю.

        Ударил чудесным молотом Белобог:
Бил чудесным молотам —
Разлетались золотом
Искорки живые…

        Ударил чудесным молотом Чернобог:
А другой ударил —
Вороны взлетали,
Змеи расползались…

… И с тех пор у живущих на стезе Прави (правая сторона), души похожи на золотые искры, а у ходящих стезями Кривды (левая сторона),  души — суть вороны черные да змеи ползучие [6] …

[2]. Воды безбрежного Окиян-Моря (небытия, безвременья, Нави) смочили и оплодотворили сухой ком земли.
[3]. Здесь особо примечательно, что начало  процессу Сотворения положил именно Чернобог, выронив  из своего клюва ком земли и после нырнув  за ним в безбрежный Море-Окиян Хаоса. То есть, Чернобог свершил первое действие (динамика), тогда как Белобог оставался статичен. Это характеризует архетип Чернобога как активное и динамическое начало, символизируещее Изменение. При этом, что также важно, данный миф описывает не просто «творение» (Мира), а именно «СОтворение» — уже в самом этом слове выражено именно СОтворчество двух  сил — Белобога и Чернобога, которые объединяются в образе Единого Первобога Рода.
[4]. Поскольку миф описывает вневременные  процессы, не следует подобные обороты речи понимать буквально.
[5]. до конца данного Цикла.
[6]. При этом, характерно, что в мифологических системах многих народов образы Ворона и Змеи, помимо прочего, всегда ассоциировались с мудростью  и тайным знанием.

Остров Буян  выступает в Славянской мифологии то как некий абстрактный принцип (сакральный Центр Мира), то как символ ПроЯВленного Мира  вообще (вышедшего из недр Первозданного Хаоса (Нави, небытия, безвременья), олицетворяемого безбрежным  Окиян-Морем), то как воплощение самой Земли, то как символ древнего Полярного Материка — мифологической и легендарной Прародины древних ариев (когда в тексте подчеркивается белый  цвет Острова) и т. д.

 

One Response »

  1. Вот ожили сказки явью, стала навь жить вместе с правью,
    Ночью к звёздами улетая, БЕЛОБОГУ стих слагаю,
    С ЧеРнОБОгОм, хоть и в контре, но смешав в душе аккорды,
    Гордо вздёрнув бровь дугой,свет луны вплетя во взор,
    — Дать на время мне метлу, попросила вновь Ягу…

    О, хо, хо! Ведь грех и только, ведьмой быть в душе настолько,
    Чтоб ДаждьБогу изменяя, принимать игру без правил.
    Взяв вселенские ключи, тяжкий груз умом влачить.
    Путая одно с другим, петь вселенский этот гимн,

    В дар Христу свой дух оставив, Род, тебя привыкла славить.
    Побежав во весь опор, не глядя на лик икон.
    Вновь с Тобою закружилась, но прости!.. так получилось,
    Что в твоём лице одном, всех увидела Богов.

    О, прости меня Всевышний, дав обет Тебе излишний,
    Я запуталась в богах, став гетерой впопыхах.
    Ты и день и ночь и свет, ты закат , ты и рассвет,
    Ты и радость и беда, ты улыбка и слеза,
    Ты есть то же, что и я, мы с тобой теперь друзья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *