Германо-скандинавская традиция. Период с 1 по 15 февраля. Слово блот означает жертвоприношение. Таким образом Дисаблот- жертвоприношение дисам. Один из основных праздников Северной Традиции. Это вторая точка годового цикла после Йоля, противоположная точке, которая называется Фрейфакси.
Во время, приходящееся на этот праздник, возродившаяся в Йоль природа набирает силу. Все еще свирепствуют зимние холода, но это уже их «последний выход», совсем скоро лед станет таять, и начнется новый урожайный год, когда уже больше потребуется труд физический, чем магический. В «Старшей Эдде» описана история о том, как бог плодородия Фрейр пожелал взять в жены великаншу Герд (которую, как и Эрду, связывают с землей). Вначале она была неприступна, но посланник Фрейра Скирнир сломил ее сопротивление с помощью магии, под напором силы, заложенной в руне Thurisaz. Эта мифологема относится как раз к текущему периоду: Фрейр готов оживить землю своей силой, но «ее сердце сковано льдом», и требуется дополнительная сила, чтобы сломать этот лед. Поэтому в этот день производится ритуальное «вспахивание» земли, ее «вскрытие» для того, чтобы животворные силы проникли внутрь ее.
Праздник называется Дисаблот, поскольку он связан с воззванием к дисам – божествам, подобным норнам, раздающим судьбы. Это женские божества-хранители рода, Великие Матери, мудрые и заботливые. Дисы наиболее тесно связаны с деторождением, они присутствуют и при первом освящении ребенка – наречении имени, «закладывая» в него способности и прочие задатки, дающиеся от рождения, во многом определяющие его дальнейшую судьбу. В смысле жизни общества это период, когда дисы «раздают судьбы» на начавшийся год, когда каждый определяет для себя направления деятельности, строит планы и взывает к дисам с просьбой содействовать в их свершении.
Одним из атрибутов этого праздника является хлеб, испеченный в форме быка. Он символизирует жизненную силу, не знающую преград, заключенную в руне Uruz. Эта сила позволит земле пробудиться от ледяного сна.
Еще один атрибут – вёльси, символическое изображение фаллоса. В древности для этих целей использовали сушеный конский фаллос, но сгодится и вырезанный из дерева. Это символ оплодотворяющей силы Фрейра, символ плодородия, руна Inguz (ее, кстати, можно вырезать на вёльси).
Поездка Скирнира. Старшая Эдда.
Мужчина спит и видит сон. Он видит прекрасную девушку, которая стоит, закрыв глаза, среди огромных ледяных торосов, прозрачных на вершине и глубоко-синих внизу. Он приближается, и протягивает руку, что бы коснуться белоснежной шёлковой кожи, тёмно-пепельных, словно отлитых из старого серебра, кос, и тяжёлого, льдисто мерцающего ожерелья на её высокой груди. В этот миг девушка открывает глаза. Они — того же цвета, что камни в её ожерелье, того же цвета, что древние льды вокруг неё. И мужчина просыпается, словно выброшенный в явь этим взглядом, полным глубокого, бездонно-синего спокойствия. И, едва проснувшись, понимает, что не будет ему отныне жизни и радости, до тех пор, пока он не найдёт её наяву, и не нарушит этот холодный покой, не превратит торжественную синеву льда в беспечный щебет живой воды.
Просыпайся, королевна, надевай-ка оперенье,
Полетим с тобой в ненастье — тонок лед твоих запястий;
Шелком — твои рукава, королевна, ясным золотом — вышиты перья;
Я смеюсь и взмываю в небо, я и сам в себя не верю…
Подойди ко мне поближе, дай коснуться оперенья,
Каждую ночь я горы вижу, каждое утро теряю зренье;
Шелком — твои рукава, королевна, ясным месяцем — вышито небо,
Унеси и меня, ветер северный, в те края, где боль и небыль . . .
И начинается долгий и полный опасностей и загадок поход за Невестой Бога. За тем самым Льдом (Isa), который есть Семя.
Песня Сольвейг
Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт.
Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт.
И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит.
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить.
Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня, полюбишь ты меня.
От бед и от несчастий тебя укрою я, тебя укрою я.
Если ж никогда мы не встретимся с тобой, не встретимся с тобой,
То всё же любить я буду тебя, о милый мой, тебя, о милый мой.
Pingback: Имболк и Дисаблот | Волшебство жизни