1 августа — Ламмас (Лунгасад) или Фрейфакси

1 августа — Ламмас (Лунгасад) или Фрейфакси

Одна из восьми поворотных точек колеса года. Ламмас (Lammas Day) имеет много названий, но наиболее распространенное среди них — Лугнасад (Lughnasadh), которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремесел. Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискусный».

Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приемной матери богини Таилтине после ее смерти. Образ этой богини связывают с землей, плодородием, ведь ее имя «Tailtin» происходит от слова «talam» — земля.

Праздник Лугнасад был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».

Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.

1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.

Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, специально приготовленные небольшие сыры из творога — на счастье. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.

Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев — сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно, этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приемная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме, и Луг повелел устраивать на его вершине ежегодный праздник.

В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.

Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб — вот основная пища Ламмаса. В этот день происходят глобальные изменения в жизни мага — смена работы, места жительства, обновление в мыслях и действиях. Это — одна из поворотных точек Колеса Года. Ритуалов множество, и этот день лучше всего провести на природе, если, конечно, есть такая возможность.

У германцев и скандинавов этот праздник носил название Фрейфакси. Так же, как и у кельтов, он был посвящен началу сбора урожая. Женщины связывали три стебля ниже колоса на каждом поле, приговаривая : “Это принадлежит трем девам” (норнам); если она не могла пойти на поле сама, она связывала три стебля вместе белым шелком и посылала ребенка младше семи лет положить их на поле.

В Исландии это было время ярмарок, которые были особенно примечательны спортивным состязанием – боем лошадей . От этого вида спорта мы получили название “Freyfaxi” (Грива Фрейра (Freyr’s-Mane)), так звали одну из самых знаменитых лошадей в Исландии, жеребца , которого Hrafnkell , годи Фрейра , посвятил своему Богу. Бой лошадей, возможно, был сам по себе ритуальным актом, сцена с боем лошадей изображена на камне из церкви Häggeby (Uppland, Швеция – приблизительно 400 – 600 н. э.), на котором мы видим двух лошадей и всадников, понукающих ими. Головы лошадей украшены головными уборами виде рогов-полумесяцев, которые также изображены на многих конских упряжах этого периода. На множестве других камней, этой эпохи изображения поединка лошадей заключены в окружности с расходящимися лучами, которые возможно символизируют солнце. Nýlen и Lamm предполагают, что “поединок , вероятно, имел религиозное значение. Таким образом отбирались самые подходящие для жертвоприношения животные и битва между хозяином зимы и лета, между смертью и жизнью в природе, которые проходили в Швеции до семнадцатого столетия, могли отражать древние обряды плодородия” (Камни, Корабли и Символы, стр. 26). Лошадь, как говорилось ранее, является животным как плодородия , так и смерти, таким образом очень подходит для обрядов в период сбора урожая. Лучшая лошадь становилась главным персонажем на протяжение всего праздника, но это не длилось долго. Сила, с которой бились лошади , возможно, показывала каким будет урожай, или заряжала поле той энергией, что они потратили в борьбе.

В современном Асатру этот праздник привязан к мифу о том, как Локи срезал волосы Сиф, за что он платит не только тем , что приносит ее волосы из чистого золота, но также устраивает создание нескольких величайших сокровищ богов (Молот Тора, копье и кольцо Одина, вепрь и лодка Фрейра). Этот миф вполне может присутствовать на празднике в качестве ритуальной драмы. В это время также многие взывают к Сиф как богине полей, и к Тору как к защитнику полей, чьи молнии помогают созревать зерну и чьей гром гонит прочь всех, кто причиняет вред урожаю.

Обряд Фрейфакси

Обряд проводится на открытом воздухе. Желательно чтобы рядом был водоем, источник или колодец. В центре места празднования должен быть сложен костер. Зажигать его следует от заранее приготовленного огня, добытого с помощью солнца либо трения. Также понадобится рог, пиво, священная чаша, кропило (им могут быть несколько колосьев связанных вместе). Кроме этого необходим испеченный вручную хлеб: один средних размеров (можно в форме коня) и несколько маленьких, желательно в форме кольца или колеса (в первом случае символ солнца, во втором – годового колеса, мирового порядка), ленточки для подвешивания маленьких хлебов, несколько колосьев (пшеница, рожь, ячмень. Если колосьев много, можно связать из них венки), и небольшой сноп. Все принадлежности сложены рядом с костром. Пиршественный стол накрыт неподалеку.

1. Годи освящает место Молотом Тора
2. Вступительное слово:

Асы и Асиньи! Ваны и Альвы! Боги и богини нашего народа! Духи земли, воды, воздуха и огня, поля и леса! Приветствуем вас! Подобно нашим предкам мы собрались воздать вам почести, в знак верности вам. Приветствуйте тех, кто собрался здесь! (по кругу передается рог, каждый из присутствующих по очереди называет свое имя и говорит «приветствую вас», отпивая из рога и передавая дальше. Пока рог идет по кругу, зажигается костер. В конце рог возвращается к годи, тот выливает половину оставшегося на землю, половину — в костер)

3. Годи говорит:

Боги и богини Асгарда! Придите к священному костру! Будьте с нами на нашем празднике! (далее следует приветствие богов, после каждого приветствия все хором кричат «Хейл»):

— Один, Всеотец, чья мудрость ведет нас, приветствуем тебя!
— Фригг, ведающая судьбы, хранящая мир, приветствуем тебя!
— Тор, могучий сын Высокого, защитник богов и людей, приветствуем тебя!
— Хеймдаль сияющий, стоящий на страже Моста Асов, приветствуем тебя!
— Тюр, однорукий страж закона, приветствуем тебя!
— Ньёрд, владыка морей, приветствуем тебя!
— Фрейр, отец плодородия, приветствуем тебя!
— Фрейя, дающая жизнь, приветствуем тебя!
— Эрда, мать-земля, рождающая сыновей, приветствуем тебя!
— Локи, тот кто не дает остановиться колесу жизни, приветствуем тебя!

Будьте с нами сегодня, будьте с нами всегда! Пусть сила ваша и мудрость не оставит нас!

4. Годи говорит:
Летнее солнце на убыль идет
Земля всем подарки свои раздает
Фрейр владенья обходит
Радуясь первому урожаю

Летнее солнце на убыль идет,
Плоды созрели, юноши возмужали –
Боги дали им силу и мудрость, на труд и на битву
Во славу родной земли

Летнее солнце на убыль идет
Сверкает Молот над золотыми полями
Тор хранит свою златовласую жену,
Мьельнир освящает колосящиеся поля

Дающие Хлеб (обращаясь к земле), Берегущие Хлеб (обращаясь к небу), Собирающие Хлеб (обращаясь к народу)!
Приветствуем вас
С колосьями, хлебом и пивом!

5. Годи наполняет рог пивом, чертит на нем Солнечный круг, говоря:

Фрейр и Фрейя, Нертус и Ньерд! Ваны, взгляните на наш урожай – вы и все те, кто помогает выращивать зерно.

6. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то , что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять, чертит на нем Молот Тора и говорит :

Тор, Хеймдаль и Тюр, Моди и Магни, Видар и Вали! Славные воины, освятите сбор урожая – доведите нашу работу до конца, отгоните все беды прочь!

7. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то , что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять , чертит на нем Валькнут и говорит :

Всеотец, благодарим тебя за победы, дарованные нам тобой в течение этого лета! Пусть дух твой не оставит нас.
Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем, в священную чашу.

8. Годи говорит :

Время разделить первый урожай. Все достижения и победы да будут разделены поровну между людьми, богами и духами.
С этими словами он вручает каждому хлеб. Затем говорит:

Боги и богини нашего народа! Духи полей, лесов, вод и синего неба! Примите наши дары от урожая, выращенного при вашем участии, помощи и защите!

Годи берет четыре хлеба и втыкает в каждый по стеблю зерна — один вешает на дерево, другой кладет на землю (камень), третий бросает в воду, четвертый — в костер . Каждый из присутствующих берет хлеб и вешает его на дерево.

9. Годи берет сноп, ставит его на открытое место и говорит:

Вот первый сноп, собранный в этом году. Оставляем его здесь для коня Одина, для вепря Фрейра, для козлов Тора. Так делали наши предки, так делаем и мы.
Присутствующие могут взять по колоску из первого снопа и сохранить как оберег, положив что-нибудь в сноп взамен.

10. Годи поднимает чашу и произносит :

Славим дары, славим дающих, славим всех Богов и Богинь! Пусть урожай будет богатым, народ – вольным, а сердце – радостным!

Годи опрыскивает сноп, воздух, воду, огонь, дары на деревьях, всех присутствующих людей. Годи говорит :

Теперь покажем богам, что мы не обделены их силой и отвагой! Пусть сойдутся сыны нашей земли и явят свою удаль!

С этого момента начинаются молодецкие игрища: бой (с оружием, кулачный либо борьба. Не забывать только о том, что бой обрядовый, так что постараться обойтись без увечий), метание валунов (бревен) и другие подобные забавы.
Все заканчивается праздничным пиром.

 

One Response »

  1. Pingback: Ламмас (Лунгасад) или Фрейфакси | Волшебство жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *