Покой есть высшая цель, а работа есть средство.
Тотальное расслабление, с полной свободой от усилий, —
это высшая цель.
И тогда жизнь — игра, тогда даже усилие становится игрой.
Поэзия, философия, религия — плоды бездействия.
Пока это не всем доступно,
но технология и наука исправят это
в недалеком будущем.
Вот почему я выступаю в поддержку технологии.
Те, кто приписывают труду особую ценность,
протестуют против использования машин — они не могут иначе.
По моему мнению, у труда нет такой ценности: напротив,
я вижу его как обузу.
Пока труд является необходимым условием для покоя,
он не может быть в радость.
Когда работа проистекает из покоя по доброй воле,
тогда она в радость.
Так что я не могу назвать бездействие грехом.
Также я не поддерживаю и жертвы.
Я не хочу, чтобы кто-то жил для кого-то другого,
или чтобы одно поколение жертвовало собой ради другого.
Такие жертвы обходятся слишком дорого —
идущие на них ожидают взамен нечеловеческую плату.
Поэтому отцы ожидают невозможного
от своих сыновей.
Если каждый отец живет ради своего сына, кто же будет жить для него?
Ведь каждый сын — это потенциальный отец.
Нет, я хочу, чтобы каждый жил для себя —
ради своего собственного счастья, ради своего собственного покоя.
Когда отец счастлив, он делает намного больше для своего сына —
и с легкостью, потому что это исходит из его счастья.
И тогда нет ни жертвы, ни отречения;
то, что он делает, естественно исходит из того, что он отец, —
и отец счастливый.
Тогда у него нет нечеловеческих ожиданий от своего сына,
а где нет давления ожиданий, там ожидания исполняются —
от того, что сын есть сын.
Короче говоря, я учу каждого человека думать о себе.
Альтруистические учения научили человека лишь самоубийству,
а человек, склонный к самоубийству, всегда склонен и к убийству.
Несчастные сеют свою печаль среди других.
Я также против жертвования настоящим в пользу будущего, потому что
существующее всегда существует в настоящем.
Если ты полностью живешь в нем, то из него родится будущее, —
а когда оно придет, оно тоже будет настоящим.
Ведь для того, у кого есть привычка приносить в жертву настоящее
ради будущего, будущее никогда не наступает, ибо все наступившее
снова приносится в жертву ради грядущего.
И последнее. Ты спрашиваешь, почему я работаю и для других,
и для будущего.
Во-первых, я не работаю.
Что бы я ни делал, это проистекает из моего бездействия.
Я не плыву, я только сплавляюсь.
Никто и никогда не может сделать что-то для другого,
но если что-то происходит с другими, из-за того что я есть,
это другое дело,
но и в этом деле нет моих действий.
Что же касается будущего —
для меня настоящее есть все.
И прошлое тоже настоящее — бывшее настоящее.
И будущее тоже настоящее — которому еще суждено прийти.
Жизнь всегда здесь и сейчас,
так что я не беспокоюсь о прошлом и будущем.
И что удивительно: как только я перестал беспокоиться о них,
они стали беспокоиться обо мне!
Ошо
Две картины
Владимир Шебзухов
Поведал гостю-королю
Монарх гостеприимный:
«Картину дивную люблю,
А потому её хвалю,
Покой души в ней зримый!»
И впрямь король-хозяин прав,
Коль гость-монарх воскликнул «Ах!»,
Едва увидел полотно.
Покой и мир несло оно.
Застыли белы облака,
Прозрачно озеро в горах…
И бабочка, вот-вот, с цветка
Вспорхнёт, раскрыв свои крыла.
………………………………………………..
В своё, примчавшись, королевство,
Король найти не может место.
Ему картина стала сниться.
Указ был отдан живописцу.
Дабы, в весьма короткий срок,
Покой изобразить он смог!
Был выполнен его наказ.
Принёс художник полотно.
Сверканье молний много раз,
В картине изображено.
Такое не ласкает глаз.
И кто же будет ливням рад?
Угрюмо небо, водопад…
Любуясь оным полотном,
Король, увидев, обомлел —
Там, где расщелина в скале,
Был кустик… И гнездо на нём.
Хоть буря, ливень, мрак везде
(Поди пойми, порой… творцов),
Сидела птичка в том гнезде,
Высиживая в нём птенцов.
Монарх, казалось, сам не свой,
Но понял, в самом деле —
Мир в сердце и души покой,
На короля глядели…