Как вы уже догадались — речь пойдет о тех незаменимых предметах ведьминого обихода,без которых до ближайшего шабаша семь верст не круг 🙂
Самые ранние представления о ведовских сборищах указывают на ночные полеты ведьм по воздуху для вызывания гроз и ливней, для скрадывания Солнца, Луны, звезд и т. п. Такие ночные поездки рисует нам «Эдда», где ведьмы называются queldridha (Abendreiterin — ночные всадницы). В славянском фольклоре ведьмы, летая ночью по воздуху, блестят яркими огоньками, то есть молниями. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной или деревянной ступе,погоняя пестом или клюкой и заметая след помелом, причём земля стонет, ветры воют, а духи нечистые издают дикие вопли.Иногда ее можно встретить разъезжающей по мелким делам и на свинье,что впрочем,не редкость и для других. Подобно скандинавским богам,Тору,ездящему на козлах, Фрее — на кошках и т. д., ведьмы совершают свои полеты на излюбленных животных — на волках, взнузданных и погоняемых змеями, на боровах (вспомним служанку булгаковской Маргартиы!), козлах, медведях.Перед полетом ведьмы мажут себя волшебными мазями из колдовских растений, брызгают водой, вскипяченной вместе с пеплом купальского костра (русская мифология), творят заговоры. Ведьмы Африки для того, чтобы летать по ночам на спинах гиен или муравьедов, натирали руки и лицо белой мазью mushonga, а в племени кагуру ведьмы для этой цели привязывали себя к брюху гиен. Ведьмы Южной части Тихого океана летают в подземный мир, купаются и натираются мазями, после чего они блестят как райские птицы, именем которых их и называют. Затем они отправляются к дереву, карабкаются по стволу вверх и исчезают вдали, чтобы из подземного мира добыть прежде всего семена huyowana, то есть «счастья».
А вот в последние века именно метла считается основным более современным средством передвижения ведьм.
Сидя верхом на метле, ведьма взлетает в воздух с невероятной скоростью. Существуют разные теории того, почему метла ассоциируется с ведьмой. Согласно наиболее правдоподобной из них, метла является символом женского домашнего хозяйства, «рабочим инструментом» каждой женщины, а ведьмы, по большей части, — именно женщины. В прежние времена женщина обычно подпирала метлой дверь снаружи или втыкала ее в дымоход, как знак соседям и гостям, что ее нет дома. Отсюда всего один шаг до представления, что ведьмы, которые могут летать, используют свое наиболее привычное орудие и, сидя на нем, вылетают через трубу. Другая теория утверждает, что связь между ведьмой и метлой восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы, жерди и вилы и скакали на них по, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух.
Расположение прутьев на метле со временем менялось. Сначала прутья находились сзади так, чтобы ведьма могла заметать свои следы на небе,но в конце XVII века ведьм чаще изображают сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх. В прутьях закреплена свеча, чтобы освещать дорогу.
Иногда считалось, что дьявол вручает каждой новопосвященной ведьме метлу и специальную мазь; по другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в помощи. Колдуны, как и ведьмы, тоже летали на метлах, хотя на рисунках мужчины чаще изображены верхом на вилах.
Известно,что имеется несметное количество снадобий,которыми можно воспользоваться для полета,но точные их составы,конечно же,известны только летающим. В одном из протоколов ведовских процессов 1596 года в деле некоей Агнессы Герхард и ее подруг, летавших по ночам на «dantz» (танец), звучит, что они «натирали подошвы ног мазью», а сама Агнесса «брала папоротник, морозник, лещину и все это варила вместе с одним яйцом в масле, чтобы получить мазь».
Заметим, что полет на шабаш далеко не всегда был безопасным занятием.
Например, известный демонолог Мартин Антуан Дель Рио (1551-1608 г.г.) писал, что «в 1587 году солдат, стоявший на карауле, выстрелил в темное облако, и, подумать только, к его ногам упала женщина. Теперь что скажут те, кто отрицает, что ведьмы ездят на собрания? Они скажут, что не верят в это; позвольте им оставаться столь же неверующими, потому что они не верят очевидцам, которых я могу представить во множестве» (Изыскания в магии, 1596 г.).
В мрачные времена инквизиции судьи конфисковали в качестве доказательств мётлы, вилы, палки, рогатины. Особо искали горшочки с мазью. Жаль только, что мазь, попав в руки правосудия, теряла свою магическую силу, а чёртовы порошки переставали быть ядовитыми. Подсудимые оправдывались, что следствие овладело вовсе не ядом, а скажем, крахмальной мукой, но трибуналы редко верили оправданиям. Иные ведьмы пробовали составить себе алиби из того, что дымоход в их доме тесен даже для кошки.
“Это неважно,- возражали судьи. — Демон, этот дивный искусник с непостижимой быстротой раздвигает кирпичи в каминной трубе в момент вылета, а потом сдвигает их обратно”. Замужние женщины оправдывались тем, что всю ночь провели в кровати с мужем. Мужья подтверждали, что так оно и было. Тогда судьи объясняли им — непонятливым — что каждая ведьма может смазать ухо и спину мужа волшебной мазью, и он будет спать до утра, обнимая подушку или связку соломы. Под утро она снова ляжет в кровать и прижмётся к супругу.
Во время ночных слетов ведьм, таких как Вальпургиева Ночь, горожане часто выставляли серпы и косы, чтобы убивать ведьм, которые падали со своих метел. Кроме того, они звонили в церковные колокола, которые обладали силой сбрасывать на землю метлы и сидящих на них ведьм.