В переводе с санскрита «Махавидья» означает «Маха» – великое, «Видья» – знание. Великое знание, персонифицированное как десять женских божеств.
Махавидья (mahavidya) – это причинное сущностное тело богини, душа мира, неуничтожимая духовная форма, находящаяся в неразрывном единстве с Шивой.
Десять Махавидий – это различные формы высшей трансцендентной реальности Шакти (энергии).
Десять Махавидий – это десять форм, в которых богиня приносит просветление посредством освобождающего знания. Они воплощают в себе целостное знание Вселенной. Богини являются воплощением циклов жизни, сущностью всех уровней жизни. Они вдохновляют и шокируют, расцветают и увядают одновременно.
Махавидьи – это вселенские процессы, великие энергии, делающие этот мир проявленным, регулирующие каждое движение, дыхание каждого атома. Считается, что благодаря Матери садхак получает плод четырех целей человеческой жизни: Дхармы, Ардхи, Камы и Мокши. Она – Бытие, Сознание, Счастье или Блаженство – Сат-чит-ананда. Богиня ведет садхака к пониманию и осознанию своей истинной природы и освобождению от пут материального мира.
Десять богинь представляют целый спектр аспектов реальности: от самой ужасной до светской и умиротворенной, от необычайно возвышенной до самой грубой и загрязненной.
Десять Махавидий – это десять основных энергий, проявляющихся как огромное разнообразие вселенских процессов.
Даша Махавидья – «десять великих мантр». В тантрах говорится, что богиня и мантра одно и то же. Ни мантра принадлежит божеству, а мантра есть сама богиня.
Богиня, которая есть мантра, проявляется и существует только пока звучит мантра. Она пребывает в латентной форме до тех пор пока не произнесут ее мантру – сущность, которая оживляет ее. Мантра здесь выступает, как средство реализации цели знания.
Махавидьи как мантра представляют свой аспект осознанности, сознания или умственных способностей, связанных с мантра-садханой.
Таким образом, Десять Великих Махавидий – это десять великих мантр, с помощью которых знание преображается, пробуждается или обнаруживается внутри.
Обрести Знание (видью) можно лишь постигнув сущность каждой богини.
К примеру, традиция 84 махасиддхов, которые практиковали буддийскую и индийскую тантру, связаны с тем, что изначальное посвящение в поток учения давали именно Дакини или же одна из Десяти Махавидий.
Махавидья – это мудрость, которая позволяет применять знание во всех случаях жизни; это универсальное знание.
Каждая Махавидья раскрывается сначала как практика поклонения, потом как мудрость, потом как светимость и далее проявляется как сиддхи.
Десять Махавидий – «все они одно» – так подчеркивается во всех священных текстах. Они произошли от одной богини; они – разные грани, аспекты или аватары этой богини.
Число Махавидий тоже бывает разное. В Нируттара-тантре перечисляется 18 Махавидий, а в Нарадапанчаратре говориться, что их существует 7 миллионов. Тем самым богиня может проявлять себя в огромном разнообразии форм.
Так же 10 Аватаров Вишну служат моделями 10 Махавидий. В одном из мифов описывается, что 10 аватаров произошли из ногтей Махадэви и что Махавидьи, которые тоже является ее формами, подобны аватарам и созданы для преодоления адхармы.
В Индии в храме, расположенном в Рамакришна Матхев Варанасе, представлены 10 аватаров и 10 Махавидий. Так, согласно Гухьятигухья-тантре и Тодала-тантре Кали проявляет себя как аватар Кришны, Тара – Рамы, Бхуванешвари – Вамана, Чхинамаста – Нарасимха, Камала – Будда и так далее.
В Индии также принято выполнять особый ритуал, который называется Дас Махавидья Ягья – великое жертвоприношение огню. Он посвящен Десяти проявлениям Единой Вселенской Силы (Шакти) или десяти аспектам Божественной Матери, которая дарует Великую Мудрость. Ее еще называют Десять Мудростей Бога.
В отдельных тантрах, посвященных каждой из Десяти Махавидий, разъясняется природа, янтра, способ поведения, ритуал и блага, которые она дарует.
Истории о происхождении Махавидий
В Маха-Бхагавата-пуране и Брихад-дхарма-пуране, а так же в Дэви Бхагаватам повествование о происхождении 10 Махавидий передается, как часть истории о жертвоприношении Дакши.
Однажды Дакша решил устроить великое жертвоприношение. Он пригласил всех небожителей, всех богов и богинь, кроме своей дочери Сати и зятя Шивы. Шива любил жить в уединенных местах и на кладбищах, окружая себя приведениями и гоблинами, он носил шкуры животных и иногда вовсе ходил голым. Дакше казалось, что он не годится дочери в мужья, поэтому он нарочно не позвал ни его, ни Сати на жертвоприношение. Шиве было все равно, но Сати возмутилась и решила побывать на жертвоприношении для того чтобы разрушить его и выругать отца. Но Шива отказал ей, тогда Сатиджи открыла свои 3 ужасных глаза и сокрушила Шиву иллюзией. Он увидел перед собой черное тело, голое как пространство с растрепанными волосами, высунутым языком и 4 руками. Она была ужасна свирепа, вымокшая от пота, со страшными эмоциями на лице, увенчанная черепами, ее голос громко гремел.
Шива в панике искал, куда бы убежать. Но куда бы он не бежал, он видел перед собой эту ужасающую форму. Махадэв в жутком страхе спросил: «Кто тебя создал? Куда делась моя возлюбленная жена?»
Дэви ответила:«Я тонкая (вне досягаемости речи и ума) Муляпракрити, которая создает и разрушает. Благодаря обещанию, которое я прежде дала тебе (для твоего тапаса), я воплотилась в светскую девушку в доме Дакши. 10 ужасных форм, которые ты видел, все мои аспекты:
«Темная форма с ужасными глазами, которую ты видел перед собой, есть Кали.
Та, что выше твоей Шьямы (темно-синего) цвета, есть Махамайя Тара, тот самый образ Махакали. Очень худая и страшная Дэви, которую ты видишь справа, о высокодуховный Махадэв, есть МахавидьяЧиннамаста.
О Шамбху! Дэви с левой стороны есть Бхуванешвари. Та, что позади тебя, есть дэви Бхагаламукхи, разрушительница врагов.
Та, что предстает как вдова на юго-востоке, есть Дэви Махавидья Дхумавати, великая Ишвари.
Дэви на эго-западе есть Трипура-Сундари (Камала). На северо-западе – Матанги, а на северо-востоке – Махавидья Шодоши, великая Ишвари. Та, что внизу, есть Бхайрави.
О Шамбху! Не бойся. Из множества моих форм (90 миллионов проявлений) эти 10 являются наилучшими».
«Садхаки, поклоняющиеся моим десяти формам, получают дхарму (справедливость), артху (богатство), каму (удовлетворение желаний) и мокшу (освобождение), а также силу Мараны (смерти), Уччхатаны (уничтожение противников), Кшобаны (волнения, беспокойства), Мочеаны (порождения замешательства), Драваны (силу для борьбы, Стамбханы (остановки и параличи) и Видвешаны (возникновение ненависти). Эти Махавидьи должны храниться в тайне»…
Чижова Л., Петренко Е. Знакомство с Десятью Махавидьями
Таким образом, Махавидьи образуют 10 закрытых дверей. Это же иллюстрируют и другие повествования их происхождения. Они появляются, когда Шива решает покинуть дом Парвати (либо дом Кали), чтобы удержать его.
Эзотерически это означает контроль 10 отверстий тела: двух глаз, ушей, ноздрей, рта, ануса, половых органов и брахмарандхи (макушки головы).
Тем самым, невозможно найти то место, где бы не было богини. Уйти (или убежать) от нее невозможно, потому что она заполняет всю Вселенную в той или иной форме.
Десять Великих Махавидий – это Кали, Тара, Трипура-Сундари, Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Бхагаламукхи, Матанги и Камала.
О каждой из Великих Махавидий мы поговорим в отдельной статье.