Бхагаламукхи или Валгамукхи, где валга означает «могущественна», «поражающая параличем».
Она являет собой крийя-шакти – динамический аспект.
Так же Бхагаламукхи (от санскритского Бхага – «журавль») означает «имеющая лицо журавля». Журавль же известен своей способностью стоять совершенно неподвижно во время охоты – символ глубокой концентрации. Он так же способен привлекать к себе добычу, оставаясь неподвижным.
Бхагаламукхи – это могущественная богиня, превращающего говорящего в молчащего, яростного в спокойного, царя в нищего, сопротивление в сотрудничество, образованность – в невежество.
Она – знание о могуществе и сиддхах. Она дарует знание о трансформации, переходе одного качества в другое, это знание алхимии и магии. Легко устраняет противодействующую силу, дарует знание смелости, независимости и непобедимости.
Среди эпитетов в гимне ее тысячи имен она − есть «Та, что дарует восемь сиддх»; «Та, что Дарит магические и мистические способности (риддхи и сиддхи)» и «Дарующая Все Сиддхи».
А в Рудраямале она названа «Той, чья Форма – это Сила Парализовывать» и «Той, что Парализует». Она наделяет способностью приводить в оцепенение; избавляться от тех, кто ей мешает; создавать себе комфортные условия. Она так же дает силу убедительной и разумной речи, с помощью которой можно победить любого.
Однажды демон по имени Макдан выполнив аскезу получил дар ваксиддхи, с помощью которых все, что бы он не говорил сбывалось. Но он злоупотреблял своими сиддхами, убивая людей. Возмутившиеся боги обратились к Бхагаламукхи, и она прекратила его деяния, схватив его за язык и остановив его речь.
Существует такой миф о ее происхождении:
Во время Крита Юги космическая буря угрожала разрушить все мироздание. Сам Вишну начал совершать аскезу на священном пруде Харидра (Куркума) и обратился к Трипура-Сундари, чтобы облегчить положение. Она же появилась и осветила весь мир своим присутствием. Она привела Бхагаламукхи, развившуюся в этом пруду куркумы, которая укротила бурю своей великой силой. Как появившаяся в озере куркумы, она известна как Питамбара-дэви, что означает «одетая в желтое».
Считается, что желтый цвет приносит удачу. Он символизирует солнце и золото. Желтый так же цвет зерна и огня, изобилия и чистоты. Это цвет полноты жизни и знания.
Значение имени: «могущественная», «поражающая параличом»
Гуна: раджас
Мир: —
Цвет: желтый
Семенная мантра: ХЛРИМ
Мантра: АУМ ХРИМ БАГАЛАМУКХИ САРВА ДУШТАНАМ БАБ АЧАМУКХАМ ИСТАМБХАЙ ДЖИВХАМКИЛАЙ БУДДХИНАШАЙ ХРИМ АУМ СВАХА
Видья: сиддха-видья, знание о могуществе и сиддхах
ЯНТРА