В этот день проводится обряд – Отмыкание Земли, или по-другому – Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.
В эту пору люди заклмкают и славят Ярого Бога:
ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ! СЛАВА! ГОЙ!
Волхвы приносят требу Ярому Богу — яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:
ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ! ГОЙ!
Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:
ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО! ГОЙ!
После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу — простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «ЯР» («ЯРЕ»).
Вот северная сказка из книги «Боги и Люди», где боги древних славян живут, попадают в разные истории, ведут себя почти как люди:
— В тот год весна не торопилась сменить зиму. Уже Ярилины дни подходят, а на реках лед от мороза трещит, земля холодом скована. Ни пахать, ни сеять даже думать нечего. Скотина в хлевах мычит некормленая, все корма уже подобраны, а выгонять скотину без толку, земля мерзлая – ни травинки. Народ на Ярилины горки высыпал, молит Ярилу прийти, отомкнуть Мать — Сыру Землю, впустить весну. Ничего. Не откликается, не приходит Ярило.
И вдруг, как в сказке, за одну ночь все изменилось: реки зашумели, лед вскрылся и таял на глазах, трава показалась, можно и пахать и яровые сеять. Словом, начало урожаю положено.