Инанна или Иштар

Инанна или Иштар

Инанна (соответствует акадской Иштар; у западных семитов — Астарта) наиболее популярное божество в древней Месопотамии. Инанна/Иштар представляет силу сексуальной привлекательности и следующего из него плотского удовольствия. Сосредоточенная на немедленное удовлетворение своих сексуальных потребностей, она не является ни богиней брака, ни богиней деторождения. Ее сексуальный аппетит неистощим, а ее отношения с мужчинами кратковременны. Ее любовниками был легион мужчин, но они все — в частности Думузи (легендарный шумерский царь допотопного периода, правивший якобы 36000 лет) — платили жестокую цену, отправляясь в ад. Из-за ее жестокости и ее свирепой решимости идти своим собственным путем, даже за счет других, Инанна/Иштар является также богиней войны и покровительницей правящих династий.

Ее животным считался лев, а ее знаком — звезда, символизирующая появление утренней и вечерней звезды, какой видится Венера при восходе и закате солнца. С Венерой Инанна/Иштар связана и в астрологии. Главные святилища этой богини находились в Уруке, где находился главный храм Инанны — Э-Ана и Кише (в Шумере), Агаде (в Аккаде), Арбеле и Ниневии (в Ассирии). Есть мнение, что жрицами были священные проститутки.

Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ана (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ана).Сама Инанна/Иштар также ассоциировалась с луной — или за характер, столь же изменчивый, как облик Луны при смене фаз, или за соответствие лунным циклам менструаций. Ее единственной сестрой являлась ужасная Эрешкигаль — лишенная сексуальных качеств царица загробного мира.

При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ана. Заняв место Ана, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д.Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней Аратты, однако позднее её благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук.

По мнению И. М. Дьяконова (востоковед, историк, лингвист, специалист по шумерскому языку), имя Инанна — не шумерского происхождения, а относится к «банановым языкам» — языкам дошумерского населения Месопотамии.

Во 2-ом тысячелетии до н. э. культ аккадской Иштар широко распространилась среди хурритов, митаннийцев, финикийцев.

В её характеристике подчёркиваются очень земные, человеческие, часто непривлекательные черты. Она коварна (опаивает Энки и обманом добывает, так называемые «ме» — социальные, этические, культурные, правовые и ритуальные установления, которые были созданы богами), непостоянна (меняет супругов-возлюбленных), предаёт своего супруга Думузи, отправив его вместо себя в подземное царство.

Инанна появлялась везде, украшенная семью вещами, имеющими тайные силы:
● лента «Прелесть чела»;
● знаки владычества и суда;
● ожерелье из лазурита;
● двойная золотая подвеска
● золотые запястья;
● сеть «Ко мне, мужчины, ко мне»;
● повязка «Одеяние владычиц».

Все семь тайных сил у нее были отняты стражем подземного царства Нети, когда Инанна спускалась в подземное царство к Эрешкигаль.

► Смерть Инанны

Инанна подошла к храму из ляпис-лазури, где обитала Эрешкигаль. Привратник Преисподней Нети провел ее через семь врат, за каждыми из которых Инанне пришлось отдавать один из своих «предметов силы».

И у нее, когда вошла,
Венец Эдена. Шугур, снял с головы.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда вошла во вторые врата,
Знаки владычества и суда у нее отобрал.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда вошла она в третьи врата,
Ожерелье лазурное с шеи снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда в четвертые вошла врата,
Двойную подвеску с груди ее снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда в пятые вошла врата,
Золотые запястья с рук ее снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда в шестые вошла врата,
Сетку «Ко мне, мужчина, ко мне» с груди ее снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инаниа, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

И когда в седьмые вошла врата,
Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»

В конце концов, она абсолютно нагая предстала перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Заподозрив сестру в нечистых намерениях, Эрешкигаль устремила на нее свой убийственный взор и Инанна превратилась в труп, который затем подвесили на столбе.

► Возрождение Инанны

Далее в мифе происходит возрождение Инанны. На помощь ей приходит бог Энки. Взяв грязь из-под ногтей, он создал двух демонов — малого плакальщика и шута, которые могли облегчить боли Эрешкигаль, страдающей от родовых мук (с уходом богини любви и плодородия прекратились роды на земле). В благодарность демоны просят оживить Инанну. Эрешкигаль соглашается, и богиня возрождается. Однако Инанна не могла уйти из «Страны без возврата» без замены. Она должна была найти кого-то на земле вместо себя. Вернувшись домой, Инанна была поражена тем, что ее муж Думузи не только не скорбит по поводу ее смерти, а наслаждается жизнью в полной мере. Инанна избрала его своим заместителем в подземном мире. Думузи пытался скрыться, но демоны, сопровождавшие Инанну на пути домой, схватили его. Гештинанна, сестра Думузи, решила разделить судьбу брата. Каждые полгода Гештинанна занимала место Думузи. Когда Думузи воссоединялся с Инанной, на земле наступала весна. В древнем Шумере раз в год проходила торжественная церемония, во время которой правитель каждого города олицетворял собой Думузи, а главная служительница культа исполняла роль Инанны. Считалось, что ритуал священного брака, в котором царственная чета принимала участие, обеспечивал стране плодородие и богатство.

► Миф о Нисхождении Иштар

Текст сохранился в двух версиях — фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).

Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.

Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно — амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).

Стивен БЕРТМАН — «Месопотамия. Энциклопедический справочник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *