Ночи Великой Матери — это девять ночей, предшествующих зимнему солнцестоянию.
Согласно кельтским мифам на Самайн (31 октября — 1 ноября) бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов — богиня-старуха, воплощение смертии разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым.
На Йоль (зимнее солнцестояние) приходит пора родов, — ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранахт, — материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, — и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года.
Итак, девять ночей перед зимним солнцестоянием — это период, когда богиня готовится к рождению бога — нового молодого солнца.
В эти ночи принято чествовать богиню в ее девяти ипостасях: на алтарях ставятся подношения, зачитываются призывы и восхваления, проводятся глубокие медитативные погружения для соединения с Силой Великой Матери.